23-24 июля 2025 год, Сириус. 

КФУ им. В.И. Вернадского принял непосредственное участие в обсуждении новой модели, и.о. ректор Владимир Олегович Курьянов, проректор по учебной и методической деятельности Наталья Валерьевна Кармазина, руководители филиалов, Гуманитарно-педагогической академии, Евпаторийского института социальных наук, Института педагогического образования и менеджмента, Севастопольского экономико-гуманитарного института, Юго-Восточной академии.

На федеральной территории «Сириус» завершился ключевой семинар-совещание Минобрнауки РФ по переходу на новую модель высшего образования. Семинар доказал: новая модель – не революция, а эволюция. Реформа не отменяет дипломы бакалавров/магистров, но создает контур образования будущего: ориентированный на экономику, но сохраняющий интеллектуальную традицию России. Для вузов ключевой вызов – перестройка преподавательских компетенций под проектное обучение и коллаборации с индустрией.

Программы магистратуры в новой модели становятся коротким, гибким и прикладным этапом образования. К 2027 году планируется полный переход на специализированное ВО, при этом для вузов это ключевой вызов – попасть в перечень Минобрнауки через профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) и партнерства с индустрией; для студентов специализированное ВО дает четкую специализацию, но требует осознанного выбора траектории после базового образования.  

Интеграция российского высшего образования в мировое пространство переходит в новую фазу «избирательной глобализации». Основной тренд – отказ от евроцентризма в пользу многополярной модели с акцентом на Азию, Африку, Латинскую Америку.  Сохранение академического суверенитета не исключает адаптации лучших международных практик – от цифровых образовательных технологий до систем гарантии качества.

Президент России В.В. Путин о новой модели высшего образования, что «переход должен быть плавным».

Основные тезисы министра Минобранауки РФ В.Н. Фалькова:

«Новая модель – это эволюция, а не революция».

«Необходимо выделить четкое целеполагание».

«Полноценное образование, чтобы не возникало мысли работодателя».

«Пилотный проект фундаментальным дисциплинам».

«Повышение качества образовательных программ с помощью: фундаментального подхода, отраслевого подхода, сетевого подхода».

«Нет образа, результата, его надо сформировать».

«Придется изменить базовые процессы под новые задачи».

«Нет отличия бакалавриаата от магистратуры, если Вы не претендуете на рост карьеры в инженерных и ИТ направлений».

«Будет новый перечень специальности».

«Вызовы ИИ».

«Рынок преподавателей доцифровой эпохи будет сокращен».

«Нет образовательного результата».

«Возникают новые технологические, геополитические изменения, которые проявляются и дают новые профессии (с применением ИИ). Меняют представление о профессии как таковой беспилотники».

«Нет той академической мобильности, которая была, нет связи с зарубежными бывшими партнерами, а с новыми только формируются связи».

«Создание умов по сквозным технологиям».

«Формирование 9 областей образование, специальности, специализации (гибкость), профиль (специализация, рынок труда), фиксация единого ядра гуманитарного и профильное ядро по УГС (укрупненной группе специальностей)».

Сравнение старой и новой моделей высшего образования в России.

Ключевые отличия. 

АспектСтарая модель (Болонская)Новая модель (Национальная)Решение вызовов
Структура уровнейБакалавриат (4 года), магистратура (2 года). Аспирантура (3–4 года).Базовое ВО (4–6 лет). Специализированное ВО (1–3 года). Профессиональное ВО (аспирантура)Устранение размытости компетенций; усиление практической подготовки
Сроки обученияЖесткие сроки: 4+2 годаГибкие сроки: Инженеры/педагоги: 5–5,5 лет. Наукоемкие направления: 6 летСокращение времени выхода на рынок труда (особенно для IT, медицины)
Содержание программТеоретическая направленность60% практики в базовом ВО. Три трека специализированного ВО: — Профессиональный (инженеры/ИТ). — Управленческий. — Исследовательский.  Ответ на запрос работодателей; гибкость траекторий
ДипломыУказание направления подготовкиSkills Passport и конкретная специальность (например, «инженер-робототехник»)Упрощение трудоустройства; признание компетенций
Международная интеграцияЗависимость от Болонских стандартовСетевые программы с ЕАЭС/БРИКС; экспорт в Африку/АзиюПреодоление санкционных ограничений